8 800 555 85 03

ФИЛИП НАЙТ

01.09.2009
В университете он обгонял всех на беговой дорожке, и, занявшись бизнесом, не сбавил темпа. Основатель империи спортивной обуви и одежды Филип Найт всегда шел на мировые рекорды – в майке лидера и кроссовках Nike
Низкий старт
Четыре года назад он ушел с поста CEO корпорации Nike, но остался председателем совета директоров и сохранил за собой блокирующий 35-процентный пакет акций. Глава транснационального гиганта, стоившего в 2007 году более $27 млрд, держит руку на пульсе своей империи. Еще бы, ведь 36 лет назад он сам создал ее с нуля. Обув в спортивную обувь полчеловечества, он заработал на спорте больше, чем кто бы то ни было в мире.
В спорте он всегда преуспевал. Когда учился на журналиста в университете штата Орегон в Юджине, больше времени проводил на стадионе, чем в аудиториях. Его личный рекорд - 4 минуты 10 секунд в беге на милю. Известный тренер Билл Бауэрман, превративший университетскую легкоатлетическую команду в одну из лучших в стране, считал, что самые сильные стороны Найта - энтузиазм и воля к победе.
Впрочем, встреча с Бауэрманом определила вовсе не спортивную, а бизнес карьеру Фила Найта. Все началось с беговых туфель - «кроссовками» их тогда еще никто не называл. Родные американские по пятерке баксов за пару протирались до дыр уже после пяти миль, а импортные немецкие за $30 не всем были по карману. Бауэрман наладился шить беговую обувь собственной конструкции, и Найт с энтузиазмом тестировал на гаревой дорожке продукцию своего тренера.
К теме качественной, но доступной спортивной обуви оба вернулись спустя несколько лет. Найт защитил диплом, отслужил год в армии, поступил в аспирантуру знаменитого Стэнфордского университета. Основы бизнеса там читал профессор Фрэнк Шалленбергер, под чьим руководством Найт написал курсовую, полное название которой звучало так: «Может ли японская спортивная обувь превзойти немецкую, как в свое время это произошло с фотокамерами?». В этом научном труде будущий глава Nike впервые сформулировал главное ноу-хау своей еще не созданной корпорации: шить качественную спортивную обувь в Азии (где ниже налоги и дешевле рабочая сила), а продавать в Америке.
Профессор высоко оценил работу ученика, заявив бывшему стайеру, что у того прирожденный дар предпринимателя. В 1962 году Найт получил диплом MBA и всерьез взялся за бизнес.
Отец посоветовал ему заняться финансами. Лишенный адреналина бухучет мало привлекал Найта, однако нужно было зарабатывать деньги, и он скрепя сердце согласился поработать некоторое время бухгалтером. А подзаработав, отправился в долгое путешествие по Японии, чтобы на месте разобраться с тем, о чем писал в курсовой: как у них там устроен бизнес.
Богиня победы
Разобрался. Заодно изучил японскую культуру, религию и даже совершил ритуальное восхождение на Фудзияму. Но главным открытием стало посещение обувной фабрики компании Onitsuka, где по лицензии немецкой Adidas шили кроссовки марки Tigers. Они были качественными и относительно дешевыми - что и требовалось доказать. Предприимчивый американец представился главой компании Blue Ribbon Sports, которая хотела бы стать эксклюзивным дистрибьютором японской спортивной обуви в США. О то, что эту компанию он только что выдумал, Фил благоразумно умолчал. А японцы поверили на слово.
Найт привез с собой в Америку пару японских кроссовок и первым делом разыскал Бауэрмана. После совместного тестирования новинки друзья, а теперь уже деловые партнеры, скинулись по пятьсот долларов и на свет явилась анонсированная Найтом компания Blue Ribbon Sport, немедленно закупившая три сотни пары кроссовок Tiger.
Найт продавал их прямо из багажника своего зеленого Plymouth Valiant, припарковавшись возле стадиона, где шли соревнования по бегу. Теперь этот зеленый «Плимут» - такая же легенда Америки, как черный фордовский Model T или розовый «кадиллак» Элвиса. Импортные кроссовки расходились на ура, и несколько месяцев спустя покупатели сами потянулись в гараж Найта, служивший одновременно и складом, и магазином. Этот гараж - тоже памятник корпоративной культуры Америки, как и те, где собирали свою первую продукцию Джобс с Возняком и Хьюлетт с Паккардом (главное в американском бизнесе – непрофильное использование автомобильных гаражей). За первый год Найт с Бауэрманом продали 8000 кроссовок и перебрались из гаража в свой первый фирменный магазин в пригороде Лос-Анджелеса – Санта-Монике.
К началу 1970-х кроссовки в Америке, подсевшей на фитнесс и бег трусцой, стали товаром первой необходимости. Особенно те, что не уступали по качеству тогдашним фаворитам – немецким Adidas, но били их ценой. Именно такими бойко торговала компания Blue Ribbon Sports, обороты которой исчислялись уже миллионами долларов.
К тому времени Найт созрел для того, чтобы начать выпуск собственной продукции. Для этого было необходимо найти эффектный бренд-нейм, придумать не менее эффектный логотип и главное – создать особенные кроссовки, способные покорить рынок.
Друг Найта Джефф Джонсон нашел удачное название – Nike, что было просто английской транслитерацией имени греческой богини победы – Ники. В 1971 году появилась знаменитая округлая «галочка», символизирующая крыло той же Ники, позже признанная одним из лучших логотипов в истории бизнеса. Символ будущей компании Найт купил за $35 у студентки бухгалтерских курсов, которые он продолжал вести без отрыва от предпринимательской деятельности. Сколько миллиардов прилетело на крылышке богини, оценить трудно. Одно время «птичка» была самой популярной татуировкой на ногах американцев – сам Найт, кстати, сделал себе такую же.
И, наконец, кроссовки. Тут, согласно корпоративной легенде, главную роль сыграл партнер Найта – Билл Бауэрман. Точнее, вафельница его жены, в которую экс-тренер ради смеха подложил кусок резины. Получившаяся в результате рифленая подметка по сей день считается одним из самых прорывных решений в производстве спортивной обуви.
Новинка была апробирована летом 1972 года в родном Орегоне, во время отборочных соревнований к Олимпийским играм. Спустя шесть лет компания официально сменила название на Nike, и с тех пор это бренд - синоним лучшей в мире спортивной обуви.
Быстрее, дальше, сильнее
В 1972 году объем продаж Nike перевалил за $3 млн, и каждое следующее десятилетие прибыль компании с удваивалась. А к 1980 году, когда компания стала публичной, ее продукция занимала половину рынка спортивной обуви в США. Детище Фила Найта примерило на себя майку лидера, обогнав главного конкурента на национальном рынке – Adidas. И уже никому ее не уступало. Своим успехом компания во многом обязана новому ноу-хау для проведения рекламных кампаний. Большинство конкурентов традиционно тратили деньги на телерекламу, а Найт предпочел рекламу «ножную» (word-of-foot advertising): его рекламный бюджет шел на покупку не «лиц», а «ног» компании. Ноги принадлежали звездам спорта, и были обуты в продукцию Nike. Сегодня это азы рекламного дела, но в середине 1980-х придумка Найта была по-настоящему революционной.
В помощью рекламного агентства Wieden+Kennedy, созданного в 1982 году земляками Найта в его родном Портленде, Nike успешно провела свою первую общенациональную телевизионную кампанию, приуроченную к трансляции нью-йоркского марафона. С тех пор сотрудничество Nike с агентством не прерывалось. А придуманный в 1988 году одним из соучредителей агентства, Дэном Виденном, слоган Just do it! («Просто сделай это!») включен авторитетным журналом Advertising Age в пятерку самых удачных рекламных слоганов всех времен и народов.
В 1984 году был подписан многомиллионный контракт с 21-летним Майклом Джорданом – звездой Национальной баскетбольной ассоциации (NBA). Легендарный баскетболист раскручивал новые кроссовки Air Jordan. Такого мир рекламы еще не видывал – спортсмен не просто рекламировала некий товар, но товар «своего имени»!
Спустя год каждый уважающий себя молодой американец – от школьника до глубокого старца - щеголял в убойных черно-красных баскетбольных кедах, «как у Майка». Кстати, такие цвета были запрещены в NBA, и за каждый выход на площадку в неуставной обуви Джордана штрафовали на $1 тыс. А он регулярно платил штрафы, получая от Nike на порядок больше. Скандалы только увеличивали спрос, и годовой оборот вырос с $870 млн до $4 млрд. Даже сам Найт не ожидал такого успеха. «Да, мы рассчитывали на Джордана, но чтобы он сделал наши кеды частью масс-культуры - такого никто не мог предвидеть», - говорил он.
Платон мне друг
Не менее впечатляющей была рекламная кампания 2000 года с участием гольф-звезды Тайгера Вудса. С ним подписали контракт более чем на $100 млн – это абсолютный рекорд.
Список спортивных звезд, рекламировавших продукцию Nike, смотрится как своеобразный зал славы профессионального спорта. Тут, в основном, футболисты и теннисисты: Кантона, Ван Нистелрой, Торрес, Ибрагимович, Рамос, Пуйоль, Криштиану Роналду, Робиньо, Руни, Дрогба, Агасси, Сампрас, Серена Уильямс, Дэвенпорт, Федерер, Шарапова. И если знаменитый канадский социолог Маршалл Маклюэн пророчески сравнил рекламу с искусством ХХ века, то немудрено, что журналисты давно окрестили Фила Найта «Пикассо от рекламы». При этом сам «Пикассо» не устает повторять, что терпеть не может рекламу. «Хороший товар сам себя продает», - говорит он.
Уйдя в отставку, глава Nike не оставил бизнес. Обувная империя постоянно требует оперативного присутствия отца-основателя. Он готовился передать бразды правления своему сыну Мэтью, но в мае 2004 года тот трагически погиб во время погружения с аквалангом. Нового CEO искали с помощью рекрутингового агентства.
Сегодня компания Nike, штат которой составляет более 30 тыс. человек, контролирует примерно четверть мирового рынка спортивной обуви, и, как шутит сам Фил Найт, «нужно еще много поработать, чтобы обуть оставшиеся три четверти». Он все так же азартен, и любит повторять слова Платона о том, что жизнь без испытаний ничего не стоит. А автор одной из статей о создателе Nike добавляет: «Хотя, что Платон мог знать о настоящей жизни? Ведь у него была всего одна пара сандалий».

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости 

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка регламентов бизнес-процессов

Подробнее показать все »

Новости

Аудиторское Агентство "Люди Дела" (АФ "Эдвейз") вошло в топ-25 аудиторских фирм России.

Рейтинговое агентство RAEX назвало Аудиторскую Фирму "Эдвейз" (Холдинг "Люди Дела") одной из крупнейших российских аудиторских организаций России.

Подробнее показать все »

Статьи

Кейс: разработка маркетинговой стратегии для выхода на зарубежный рынок

Компания попала в ситуацию, при которой комфортно чувствовала себя на рынке, но не могла отстроить позиционирование от конкурентов и пробить потолок выручки, к которой пришла за последние два года.

Подробнее показать все »