Что делать, если вас подвели сотрудники 

24.03.2015

— Зачем?! — орет гендиректор хедж-фонда на своего подчиненного. — Зачем вы вздумали наращивать эти инвестиции? О чем вы только думали?!

Тот бормочет какие-то оправдания, но гендиректор тут же разрывает их в клочья.

Провинившийся сотрудник выползает из кабинета, а большой босс в досаде оборачивается ко мне и говорит:

— Как помочь делу, если все время не везет?

— Только не так, — отвечаю я.

Эффективные лидеры предъявляют завышенные требования и к себе, и к окружающим. И это правильно.

подвели сотрудники

Но важна реакция на разочарование: от того, как поведет себя лидер, если эти ожидания не сбудутся, зависит, вернется ли команда к эффективной работе или же войдет в штопор бесконечных неудач.

И это — проблема многих сильных руководителей. Они великолепно вдохновляют команду на победы, но в случае провала они либо слетают с катушек, либо уходят в себя.

«Мои подчиненные должны понимать, что натворили, — часто слышу я от управленцев, которые в пух и прах разносят своих подчиненных за неудачи. — Иной раз можно и голос повысить, не маленькие, потерпят».

Ну да. Но что для вас важнее: ткнуть человека носом в его ошибки или добиться позитивных сдвигов? Задачи, вообще-то, разные.

Да, каждый несет ответственность за результаты своего труда, и если сотрудник не оправдал возложенных на него ожиданий, нужно дать ему это понять. Но хороший специалист и сам видит, где он напортачил. И он сам, без начальственного крика, переживает из-за неудачи или промашки.

Иными словами, задача не в том, чтобы принудить подчиненного сокрушаться из-за своей ошибки, а в том, чтобы вернуть ему уверенность, иначе он не отважится на новые риски и провал точно не сменится удачей.

Эффективному и нетерпеливому боссу труднее всего дается именно это: поддерживать коллектив в пору неудач.

Это трудно, потому что естественная, первая реакция — гнев: на самого себя и на окружающих. Но наши естественные реакции зачастую оказываются контрпродуктивными. (Об этом я подробно рассуждаю в книге «Four Seconds»). Гнев вроде бы облегчает душу, но, дав ему волю, мы только подливаем масло в огонь.

Так как же реагировать?

     

  1. Глубокий вздох. Кратчайшая, четырехсекундная пауза даст вам возможность придержать естественную реакцию. Присмотритесь к своим порывам: как вы обычно реагируете на чужой провал? Злитесь? Впадаете в депрессию? Чувствуете определенную эмоциональную зависимость? Отстраняетесь? Вы должны дать собеседнику то, в чем он нуждается, чтобы работать дальше, а не выпускать пар для собственного удовлетворения.
  2. Определитесь, какой вам нужен результат. Ведь в данном случае все просто: вы хотите, чтобы в следующий раз ваш подчиненный работал лучше. Но требуется конкретика. Что именно должен сделать этот человек, чтобы не повторить свои ошибки? Стоит определить грамотную стратегию, или обсудить различные тактики, или вспомнить, как и почему в прошлый раз все получилось. Возможно, человеку нужно почувствовать ваше доверие, знать, что вы на его стороне.

     А вот чего людям не требуется, так это страха и наказаний. Но именно страх и обиду чувствует тот, на кого мы обрушиваемся в гневе, «призывая к ответу».

     

  3. Выберите ответ, который поможет вам добиться желаемого результата, а не выразить свое неудовольствие (вообще-то оно и так вполне очевидно).
  4.  

В тяжелые времена людям особенно нужна связь с лидером своего коллектива, его поддержка. Им нужна мотивация, чтобы сохранить доверие к руководителю.

Но инстинктивная реакция каждого из нас — отдалиться, снизить позитивную составляющую общения. Этому инстинкту нужно сознательно противодействовать и, наоборот, укреплять отношения. То есть нужно больше общаться — и управленцам между собой, и начальникам с подчиненными.

Один мой знакомый гендиректор справился с желанием устроить всем разнос, когда по итогам года компания не достигла своих целей. Прежде он давал волю гневу, но в конце концов убедился, как мало в этом проку. Мы с ним поговорили о том, что чувствуют сотрудники, тем более если наказание они уже понесли: все остались без премии. Директор решил воодушевить свой коллектив и поступил вопреки логике: он все-таки выплатил бонусы.

Он сказал им, что хотя по результатам года премии никому не причитаются, руководство знает, как все усердно работали. И директора решили поделиться своими доходами со всем коллективом. Это вдохнуло новые силы в компанию, лояльность персонала повысилась, а текучесть кадров заметно снизилась.

Другой мой знакомый гендиректор встретился с командой, которая разрабатывала сложный пилотный проект — от него зависела возможность заполучить ключевого клиента на рынке. Но люди не справлялись, проект оказался под угрозой срыва — по многим причинам, но отчасти виноваты были и сами члены коллектива. Директор подготовил короткую речь, он хотел напомнить своим сотрудникам, как важен именно этот проект, как многое зависит от него — пусть же идут и поскорее наводят порядок!

Но, когда он явился на встречу и увидел всех этих инженеров, которые отводили глаза, не смея прямо поглядеть на своего большого босса, директор сделал глубокий вздох и сменил тактику. Он понимал, что сейчас требуется пробудить позитивную энергию в своих людях, ведь он верил им. Поэтому начал с тех слов, которые подготовил: «Будущее компании зависит от успеха этого проекта», но затем сменил интонацию и продолжил: «Я знаю, вы делаете все, что в ваших силах. И я тоже хочу, чтобы пилотный проект все-таки сработал. Но если не получится, ничего страшного. Испробуем другие. Я верю в вас и знаю — вы выложитесь по максимуму. Спасибо».

Инженеры удвоили свои усилия и все-таки закончили свои начинания. В итоге клиент одобрил и весь проект.

Итак, возвращаясь к вопросу того гендиректора: что делать, чтобы покончить с неудачами? Для начала сделайте глубокий вдох. А затем поддержите своих сотрудников, и в следующий раз они справятся.

Питер Брегман

Раскрыть таланты работников, увеличить эффективность и производительность, сконцентрировать работу членов коллектива на достижении общих целей, усовершенствовать систему мотивации компании – все это можно сделать, правильно определив истинные ценности каждого отдельного сотрудника. Как это сделать


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости 

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка регламентов бизнес-процессов

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »