Страна советов

16.09.2004

 ИРИНА БОБРОВА

Бурному росту рынка консалтинговых услуг мешает кадровый голод, а возросшая конкуренция заставляет игроков создавать альянсы со вчерашними соперниками. Таковы основные выводы, которые можно сделать из первого интегрированного рейтинга ведущих консультационных компании России, подготовленного нашим журналом совместно с информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании "ЮНИПРАВЭКС".

Российские управленцы наконец-то перестали относиться к чужим советам по ведению бизнеса как к вмешательству в свою личную жизнь. Независимые консультанты уже не являются экзотикой и на всем постсоветском пространстве. анализ рынка одного из самых элитных видов бизнес-услуг показал: на рекомендации консалтеров в странах-участницах рейтинга заказчики ежегодно тратят около $3 млрд. Особые успехи делает Россия: ее рынок на протяжении нескольких лет растет в среднем на 40-50%. Этот год обещает быть не менее урожайным - по итогам первого полугодия выручка участников рейтинга от всех видов деятельности выросла почти в полтора раза и достигла 1 млрд. рублей. Всего же, по оценкам экспертов, доход 3 тыс. ныне действующих компаний составляет порядка 20 млрд. рублей.

"В последнее время наблюдается активизация в консультационном бизнесе, причины которой лежат в нескольких плоскостях, например это повышение уровня квалификации менеджмента компаний". - поясняет столь бурный рост рынка вице-президент компании ФБК Алексей Терехов. По его мнению, способствует повышенному интересу к консалтингу со стороны отечественного бизнеса и необходимость снижения правовых рисков в отношениях с государством.

Правда, на фоне впечатляющего прироста выручки скромно выглядят финансовые результаты - прибыль хотя и не падает, но темпы ее роста в этом году замедлились. Среди основных причин - рост конкуренции на региональных рынках, расходы на обучение кадров и освоение новых направлений. Ради выживания консалтинговые фирмы готовы укрупняться, но только не снижать цены на свои услуги.

Освоение целины

Применяя свои советы на практике, консультанты активно осваивают новые рынки, дающие соизмеримый приток средств в их карманы. Если ранее большую часть доходов им приносили клиенты из нефтегазовой отрасли, нефтехимии, металлургии и электроэнергетики, то теперь ряды активных заказчиков пополнились стремительно развивающимися предприятиями легкой, пищевой промышленности, строительства и торговли.

Многие из них столкнулись с необходимостью поиска новых методов совершенствования уже выстроенного бизнеса, в то время как экстенсивный рост и переделы рынков отходят на второй план. "Поскольку в этих отраслях до сих пор активно работали преимущественно мелкие консультанты, вплоть до индивидуальных, конкуренция здесь обещает быть особо жесткой, и крупные консультанты будут спешно наращивать отраслевую компетенцию в дополнение к своему опыту работы с другими предприятиями", - предупреждает директор департамента организации и управления бизнесом "БДО Юникон Консалтинг" Дмитрий Павочка.

Затесались в круг новичков-заказчиков и компании, специализирующиеся на финансовом ритейле. "Ситуация обусловлена прежде всего вводом ОСАГО, проведением пенсионной реформы, бурным развитием банковской розницы, в частности кредитования", - поясняет старший аналитик Русского экономического общества Иван Литвинцев.

Массовый клиент меняет не только свой профиль, но и калибр. В последнее время к консалтерам потянулись представители среднего и малого бизнеса. "За последние годы произошли существенные изменения, этот сегмент экономики стал более емким и цивилизованным, - рассуждает Алексей Терехов. - К быстрорастущим некрупным компаниям приходит понимание необходимости консультационных услуг для собственного развития". Причем вместе с пониманием к небольшим структурам пришла и способность оплачивать эти услуги, а также осознание принципа "скупой платит дважды".

В структуре спроса на услуги также наметился ряд новых тенденций. Помимо классического интереса к налоговой и юридической сфере клиенты все чаще стали нуждаться в рекомендациях по реорганизации и развитию бизнеса: слияниям и поглощениям, созданию различных холдинговых структур. На хорошем счету управленческое консультирование - разработка бизнес-стратегий, повышение операционной эффективности предприятий, внедрение системы корпоративного управления, риск-менеджмент, а также инвестиционный консалтинг.

Необходимость оптимизации производственной сферы (от технологических процессов до управления всем производством) ввела спрос на индустриальный консалтинг. Появились признаки активизации в области управления непрофильными активами и персоналом. В связи с законодательно обусловленным переходом компаний на международную финансовую отчетность постоянно растет интерес к консультантам с опытом постановки управленческого и бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Однако классика всегда в цене: наиболее востребованными остаются услуги по стратегическому бизнес-планированию, построению современных систем управления предприятием, оптимизации производственных и управленческих издержек, IT и налоговому консалтингу. По-прежнему крепок спрос и на правовое сопровождение бизнеса. Специализация внутри юридических организаций идет по многим направлениям: интеллектуальная собственность, недвижимость, корпоративное и коммерческое право, финансовое и налоговое право, трудовое и миграционное право. По словам гендиректора и партнера московского отделения международной юридической фирмы Salans Евгении Тарасовой, сейчас становятся актуальными проблемы интеллектуальной собственности, и в юридических организациях появляются подразделения, которые занимаются всеми вопросами в этой области - от регистрации торговых знаков до защиты и разрешения споров.

Брак по отчету

Клиентура желает получать из одних рук не только разнообразную, но и предельно грамотную помощь. "На заре становления рынка обращающиеся за консультацией руководители в основном не имели достаточного образования, тогда консультант был в чем-то умнее клиента, - вспоминает гендиректор консалтинговой группы "РОЭЛ Консалтинг" Василий Тренев. - С таким положением сталкиваешься и сейчас, если решаются какие-то уникальные, специфические задачи, связанные с формированием новых моделей ведения бизнеса. Однако за прошедшие 10 лет клиенты заметно поумнели, почти у каждого есть техническое и экономическое образование плюс МВА. Так что сейчас можно наблюдать ситуацию, когда клиенты гораздо образованнее тех, к кому они обращаются за помощью".

Повышая свою компетентность, бизнес-консультанты, как правило, не желают отказываться ни от одного сегмента рынка. В результате расхожей формулировкой, характеризующей развитие рынка, стала фраза о параллельном движении к специализации и универсализации одновременно. Последняя задача решается простым способом - через стратегическое партнерство с коллегами по цеху. Если раньше расширением бизнеса за счет объединения грешили в основном аудиторские компании, то теперь сливаться готовы и консультанты.

В начале сентября произошло знаковое событие - объединение двух мэтров отечественного рынка: BKG и входящей в "ЦентрИнвест Груп" компании "Аксион Консалтинг". Согласно амбициозным заявлениям руководителей этих структур, симбиоз под названием "Аксион-БКГ" выльется в самую масштабную консалтинговую группу на российском рынке. Укрупнение бизнеса помимо расширения продуктового портфеля, объединения клиентских баз и наработанных технологий влечет за собой и такие приятные моменты, как повышение позиций в рейтингах, - все это вкупе дает конкурентные преимущества перед себе подобными. Ведь в большинстве случаев рейтинговый индекс служит основным критерием для клиента при выборе консультанта.

Как показывает анализ рынка, рост конкуренции не привел к такому радостному для потребителей побочному эффекту, как падение цен. Скорее, наоборот - поскольку спрос на высококвалифицированные услуги растет, это дает право некоторым крупным компаниям повышать цены на сложные продукты. Клиентов это не пугает - они готова выкладывать деньги за качество. Правда, оно нужно не всегда. Как утверждает вице-президент банка "Зенит" Дмитрий Комаров, стоимость услуг делит заказчиков на две категории: тех, кто хочет с помощью консалтинговых компаний "оформить" заранее предопределенный результат - в этом случае они предпочтут экономить на затратах, и тех, для кого консалтинг - реальный инструмент развития бизнеса.

Налицо еще одна тенденция - снижение разброса в стоимости услуг среди игроков. По мнению директора департамента управленческого консультирования IBS Дмитрия Садкова, разница в ставках сейчас составляет максимум 15-20%. Правда, особая ситуация в регионах - тарифы местных компаний могут быть в 10 раз ниже московских, что, вместе с ростом компетентности регионалов, приводит к переделу рынка. В целом же ценовая и маркетинговая политика компаний не изменилась, но все чаще стал применяться новый принцип оплаты услуг - success fee, когда клиент расплачивается с исполнителем при успешном завершении проекта.

Кадры лишают всего

Рост индустрии требует новых затрат - по признанию участников рынка, значительная доля расходов идет на обучение и переподготовку персонала. Увеличивается число привлекаемых сотрудников - за прошлый год количество консультантов в фирмах выросло более чем на 30%. Этому в большой степени способствуют сами заказчики, которые, не мудрствуя лукаво, просто переманивают грамотных специалистов, предпочитая видеть их в своих рядах, а не в качестве консультантов со стороны. "Заказчики вымывают с рынка лучшие людские ресурсы, - досадует президент и председатель совета директоров "ЦентрИнвест Груп" Игорь Цуканов. - Для того чтобы заполучить ценного консультанта себе в менеджеры, крупные клиенты готовы платить значительные премии".

Эксперты утверждают, что сегодня две трети консалтингового рынка представляют так называемые "невидимые консультанты", работающие в штате компаний в течение определенного времени. К примеру, компания может нанять на полгода специалиста на должность замдиректора по финансовому развитию, а с ним - еще двух-трех человек, вместе они формируют систему управления предприятием.

По словам Игоря Цуканова, процесс оттока консультантов на сторону заказчиков затормозится только года через три-четыре, когда российский рынок наполнится грамотными управленцами и менеджерами. Пока же рост рынка специалистов не поспевает за ростом объема заказов. Западным компаниям легче решать эту задачу: они могут привлекать на службу иностранцев из других своих подразделений, в то время как отечественным фирмам приходится самостоятельно ковать кадры из вчерашних выпускников вузов. Впрочем, не чураются фирмы и услугами хедхантеров. Работодатели вынуждены перекупать квалифицированные кадры, заманивая их бонусами и высокими гонорарами.

В этой связи эксперты предупреждают о скором появлении еще одной тенденции на рынке. По мнению партнера PricewaterhouseCoopers Филипа Гаджина, в ближайшее время более слабые игроки рынка будут вынуждены прекратить существование из-за перехода лучшей части персонала в опытные и агрессивные компании. "Нехватка профессионалов является основным сдерживающим фактором для роста консалтингового рынка в целом", - подытожил Филип Гаджин.

Ирина Боброва - председатель совета директоров компании "ЮНИПРАВЭКС".

Виктор Зимин - руководитель международного исследовательского проекта Consulting Research.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РЕЙТИНГ
КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2004 ГОДА Методология ИРА "ЮНИПРАВЭКС"
проект Consulting Research


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости

Снижение временени руководителя на управление предприятием, при сохранении прозрачности и управляемости 

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка регламентов бизнес-процессов

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 12.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »